Почему дети лгут?

Ничто так не выводит взрослых из себя, как детская ложь. Ответ на этот вопрос актуален на сегодняшний день.

Взрослые бояться, что ложь - это особенность порочного характера ребенка, что из маленького "обманщика" вырастет морально плохой человек. Волнение вызывает и то, что солгав, ребенок тем самым обманул доверие окружающих взрослых.

Большинство родителей и учителей теряются, не знаю, как дальше строить свои отношения с ребенком: можно ли доверять ему, наказать или не обращать внимания. Если наказать, то какое наказание будет подходящим? Попробуем разобраться во всех этих вопросах.

Первое, что хотелось бы прояснить, это то, что вообще такое "ложь"?

Американский психолог Пол Экман, изучавший психологию лжи, дает такое определение:
ложь – это намеренное решение ввести в заблуждение того, кому адресована информация, без предупреждения о своем намерении сделать это.

Виды детской лжи

Дети впечатлительны, они сильно преувеличивают размеры вещей. Дети часто принимают сон за действительность, фантазии за реальность.
Часто родители сами создают обстановку, при которой ребенку трудно быть правдивым. Ребенок хочет получить удовольствие (игрушку, конфету и т.д.), ему препятствуют в этом, и он прибегает ко лжи. Эта первая ступень лжи – она проста, груба, в ней нет ни ума, ни искусства.

Более ловкими и искусными во лжи дети делаются под действием страха – именно страх заставляет детей лгать. Ребенок - слабое существо, он боится всего: темноты, грозы, собаки. Страх неприятен, поэтому, чтобы избежать страданий, ребенок и прибегает к всевозможным мерам, в том числе и ко лжи. Это вторая ступень лживости.

Нигде так не лгут, как в семье, где родители строги, где наказывают детей: там все умственные силы детей уходят на то, чтобы сделать так, как хочется, то есть получить удовольствие, и в то же время не попасть под гнев родителей. Сложная ложь требует сметливости, ума, изворотливости.
Есть особый вид лжи – подлаживание, когда распознают слабые стороны человека, на которых потом играют. Подлаживаясь к родителям, дети копируют их. Иногда дети, желая получить что-либо от родителей, фальшивят, льстят, играют на их слабых струнах. Это третья ступень лживости.

И высшая ступень детской лжи – это притворные болезни. Для притворства имеет большое значение возраст, так как здесь надо изучать роль, для чего требуется некоторое развитие. Притворные болезни редко являются раньше 5-6 лет, чаще же такие случаи встречаются в возрасте от 11 до 15 лет.

Иногда дети обманывают ради самого обмана. Это самый опасный вид лжи, такие лжецы очень глубоко входят в свою роль и пристращаются к ней. Обман захватывает их так, что они его не осознают.

Каковы причины детской лжи?
•    Ребенок хочет избежать наказания;
•    Хочет привлечь к себе внимание;
•    У него есть проблемы, требующие решения;
•    Избегает стрессовых ситуаций;
•    Берет пример с окружающих его взрослых и детей;
•    Иногда дети лгут потому, что их собственный опыт уже позволил им усвоить, что ложь выгодна.

Искоренить ложь очень трудно.
Ложь представляет собой проблему не только потому, что затрудняет родителям решение и выполнение их родительских задач.
Ложь разрушает близость человеческих отношений. Она питает недоверчивость и предает взаимное доверие.
Ложь подразумевает неуважение к тому, кого обманывают. Становится просто невозможным жить рядом с тем, кто постоянно лжет.

Как предотвратить обман?

Практически все дети время от времени обманывают, и задача родителей – по возможности предотвратить будущий обман и удержать ребенка от этой вредной привычки. Бороться с детской ложью довольно трудно. Обычно первой реакцией родителей бывает – наказать ребенка. Но наказание не всегда приносит желаемые результаты, поскольку ребенок может решить, что в следующий раз ему просто следует соврать получше.

Кроме того, ваша реакция на обман должна по возможности соответствовать возрасту ребенка. Если на ложь ребенка младше 6 лет можно не реагировать чересчур строго, и даже свести ситуацию к шутке, то на ложь ребенка старше 7 лет нужно реагировать немедленно и следует серьезно обсудить с ребенком, что толкнуло его на обман, и какие возможные последствия это может иметь.

•    Важно, чтобы ребенок понял, что обманывать плохо, и что обман всегда разоблачается, что «все тайное становится явным».
•    Важно немедленно дать ребенку понять, что вы отлично понимаете, что он говорит неправду; избегать чрезмерно эмоциональной реакции на обман и физических наказаний.
•    Подавайте хороший пример. Хорошенько приглядитесь к себе. Обманываете ли вы сами время от времени? Как бы то ни было, старайтесь никогда не лгать в присутствии ребенка, иначе отучить его от этого будет очень трудно.
•    Важно дать ему понять, что победа – не главное. Убедитесь, что ваш ребенок понимает, что поступать честно и проиграть – более благородно, чем преуспеть с помощью обмана.
•    Снизьте ваши требования к ребенку. Большинство детей, склонных к обману, руководствуются в своей лжи желанием соответствовать ожиданиям родителей. Дайте ребенку понять, что вы будете его любить и гордиться им, несмотря ни на что. Объясните ребенку, что вы огорчились бы меньше, если он сказал правду вместо лжи.
•    Учите ребенка справляться с поражением. Многие дети обманывают из-за страха перед неудачами. Рассказывайте ребенку, как вы сами справляетесь с проблемами и поражениями, чтобы и он тоже этому научился. Предложите альтернативу обману – признание и исправление своих ошибок.
•    Не стоит давить на ребенка, уличая его в обмане.
•    Покажите ребенку, что вы понимаете, какие чувства и желания скрываются за его ложью.
•    Постарайтесь избегать резких суждений вроде « Хватит мне вешать лапшу! Ты совсем заврался» .
•    Любая реакция, выражающая беспокойство или гнев, будет подпитывать привычку лгать.

 

Желаю успехов в счастливом искусстве воспитания!
С уважением, психолог школы
Брезгалова Олеся Викторовна

Печать   Электронная почта