Как правильно хвалить ребенка, чтобы стимулировать его развитие?

Всякая ли похвала является для ребенка полезной?
В книге Стивена Гросса "Искусство жить" кратко и интересно описана идея о том, как похвала может лишить уверенности в себе. Стивен Гросс делится  наблюдениями из собственной жизни, данными некоторых исследований, которые наглядно иллюстрируют нам, как пустая похвала, или похвала не по делу может снизить мотивацию ребенка к творчеству, к решению сложных задач, отрицательно сказаться на самооценке.

Известный психоаналитик рассказывает об исследованиях, проведенных с участием детей 10-11 лет в 1998 году психологами Кэрол Двек и Клаудии Мюллер. В исследовании принимали участие 128 детей. Смысл психологической работы сводился к тому, чтобы пронаблюдать связь между определенной похвалой и динамикой мотивации к решению сложных математических задач.

Исследование проводилось в два этапа. После первого этапа эксперимента одних детей похвалили за ум, а других за старательность. В результате ученики, которых похвалили за старательность,  проявили значительно больше стремления искать новые подходы к решению задач на втором этапе исследований. А те дети, которых похвалили за ум стали тревожнее и волновались за потенциальные провалы, проявляли меньше упорства по мере усложнения примеров. Кроме того, когда их попросили описать эксперимент в письмах ученикам другой школы, некоторые из "умных" детей приврали и завысили свои результаты. Как видим, "хватило одной единственной фразы, чтобы подорвать у детей веру в себя и начать  лгать".

Стивен Гросс считает, что говоря похвалу своему ребенку (а особенно в обществе), мы тем самым поднимаем свою самооценку, " ведь мы сигнализируем окружающим, какие мы фантастические родители, и каких мы растим потрясающих детей. Но для самоощущения самих детей в таких похвалах мало проку. И если мы делаем все это для того, чтобы поменьше думать о своих детях, об их внутреннем мире и их чувствах, то похвалу, равно как и критику, можно в конечном итоге считать открытым выражение нашего к ним безразличия.»

Конечно, то, что описывает Стивен Гросс, не является повсеместным и присущим любой похвале, однако в том, что он пишет,  есть много правды о реальности.

Нужно больше обращать внимания на те усилия, которые ребенок вкладывает в свое дело, и на то, как он сам оценивает то, что сделал.
Стивен Гросс  описывает пример того, что может поднять самооценку ребенка. В свое время он встретился и побеседовал с 84-летней Шарлоттой Стиглиц, матерью Нобелевского лауреата, экономиста Джозефа Стиглица.

Стивен Гросс, наблюдал, как Шарлотта общалась с 4-летним мальчиком, который рисовал. Она не хвалила его, а делилась с ним, тем,  что видела в рисунке или задавала вопросы. ОНА ПРИСУТСТВОВАЛА В ЕГО МИРЕ. Именно такое присутствие, считает автор, помогает понять ребенку, что он вызывает интерес у взрослого, взрослый о нем думает!

"Присутствие в мире других людей, будь то дети или друзья... даже присутствие в собственном мире, это очень тяжелый труд. Но не этого ли внимания - то есть ощущения, что кто-то старается думать о вас - хочется всем нам больше любой похвалы".
Статья подготовлена по материалам из открытых источников.

Печать   Электронная почта