Адаптация к школе: подводные камни

Адаптация к школе – одна из самых насущных родительских проблем. А иногда эта проблема растягивается на годы. Потому что любая адаптация – процесс сложный и многослойный.  Адаптация к школе – процесс привыкания к новым условиям, которые каждый первоклассник переживает по-своему.
Большинство проблем начинается именно тогда, когда мы, родители, забываем о том, как много изменений происходит в жизни малыша в этот период. А изменения следующие:
• Новая социальная позиция – ребенок становится учеником. И это совсем не просто. Вспомните, например, как пришли на свое первое рабочее место. Наверняка вам было волнительно.
• Другое социальное окружение – новые дети и учителя. Опять же, вспомните себя в новом коллективе. Непросто, верно?
• Меняется ведущая деятельность – игра заменяется обучением. И тут очень важно, чтобы ребенку хотелось учиться, чтобы он уже «дозрел» до этого, и чтобы переход от игры к обучению был плавным и параллельным.
• Успешность начинает зависеть от успеваемости. Играл, играл себе малыш, все были довольны. И вдруг от него начинают хотеть, чтобы он приносил какие-то результаты. Если при этом учеба ему не нравится, то он вообще не понимает, что происходит и чего от него все хотят.
• Приходится сдерживать двигательную активность. Одно из самых тяжелых испытаний для первоклассников.
Вот так вот непросто приходится среднестатистическому первокласснику. И это неизбежные вещи, с которыми сталкивается каждый из них. А ведь есть еще специфические трудности, которые могут значительно осложнить и так непростую ситуацию. Какие? Давайте разбираться. Малышу будет труднее:
• если у него не сформирована произвольность поведения – ему трудно усидеть за партой, подчиняться режиму, правилам;
• если он боится школы (страх не дает получать удовольствие от процесса);
• если у него не получается наладить отношения с одноклассниками;
• если к малышу предъявляются завышенные требования;
• если отсутствует внимание к его личностным особенностям (темпераменту, типу нервной системы, интересам и т.д.);
• если ему скучно (уровень подготовленности значительно выше среднего);
• если отсутствует достаточное количество двигательной активности в свободное время;
• если ему «не подходит» учитель и его стиль обучения.
Справедливости ради уточню, что родителям первоклассников тоже приходится непросто. Их основные трудности:
• изменение режима дня – приходится вставать раньше, помогать ребенку с уроками;
• психологическое состояние малыша – тревожность, капризность, конфликты;
• приучение к самостоятельности – сборы в школу, записывание домашнего задания, уроки, ну, а забытые и потерянные вещи вообще могут довести до белого каления;
• неуспешность ребенка по сравнению с одноклассниками – вызывают у родителя зачастую чувства вины и стыда.
Исходя из этих трудностей, родителям первоклассников рекомендуется:
• Познакомьте малыша со школой. Класс, туалет, раздевалка. Пройдите весь его ежедневный путь, ответьте на все вопросы.
• Относитесь позитивно к школе, учителям и одноклассникам. Только тогда ваш малыш сможет получать от учебы удовольствие.
• Вводите дома элементарные правила и настаивайте на их выполнении. В таком случае ребенку будет легче принять авторитет учителя и школьной системы.
• Постарайтесь быть посвободнее в первые месяцы учебы. Вам всем нужно адаптироваться к новым условиям.
• После школы говорите НЕ про школу, по крайней мере, не только про нее.
• Предоставьте малышу разумную самостоятельность при выполнении домашних заданий. Не просит – не вмешивайтесь, просит – помогите.
• Приучайте ребенка к ответственности за свои вещи. Пусть составит список того, что необходимо взять в школу, потом соберет вещи по списку. Придумайте какой-нибудь ритуал перед выходом из школы – проверить, взял ли форму и т.п.
• Безусловно принимайте своего ребенка. Это значит без всяких условий. Любите его независимо от оценок. А если у него не получается хорошо учиться, спросите, чем вы можете ему помочь.
• И еще, оставьте малышу МНОГО свободного времени. Без кружков и заданий на каникулы. Или дайте ему необычное задание: "Пробеги по песку, по лесу и холмам. Попробуй пять продуктов, которые ты как будто не любишь. Сфотографируй закат. Съешь шоколад на завтрак. Найди себе нового друга. Станцуй как сумасшедший. Кружись, пока не закружится голова. Не засыпай тайно очень долго. Построй что-нибудь фантастическое. Победи один страх и найди один новый. Удиви кого-нибудь. Станцуй под дождем. Залезь на дерево. Брызгай водой/играй с водой. Рассмеши кого-нибудь. Пой вместе с птицами".
 
Статья подготовлена по материалам из интернета

Печать   Электронная почта