Новороссийск - лидирующий город-порт на черноморском побережье!
Новороссийский морской торговый порт (НМТП) сегодня – это главный морской порт Российской Федерации, морские ворота страны, через которые идет основной поток внешнеторговых грузов и осуществляются торговые связи со многими странами мира.
Заложенный 175 лет назад как военная крепость на Черном море генералом Н.Н. Раевским и адмиралом М.П. Лазаревым, Новороссийск уже в первые годы становится крупным центром торговли на Кавказе, а затем и всей России. Испытывая взлеты и падения, порт пережил три эпохи, прежде чем стать стратегическим портом государства и лидером в перевалке грузов. Этому способствовали географическое положение Новороссийска, обеспечивающее самый эффективный маршрут для грузопотоков из Центральной России, Урала и Сибири на мировые рынки, энергия и предприимчивость людей, строивших, восстанавливающих и развивающих порт, и упорный труд работающих в порту многих поколений портовиков.
Начало
Идея создания Новороссийска как крепости на Черном море принадлежит генералу Н.Н. Раевскому и адмиралу М.П. Лазареву, определившим глубоководную Цемесскую бухту лучшим местом для будущего порта от Сочи до Анапы. В 1839 году укреплению в устье реки Цемес присвоили имя Новороссийск. Соратник известных русских военачальников контр-адмирал Л.М. Серебряков, став начальником 1-го участка Черноморской береговой линии, взялся за сооружение порта. Первый причал строили на клетях из бревен. К этому причалу швартовались и торговые, и военные суда.
30 июня 1845 года власти города официально открыли Новороссийский торговый порт и установили там таможенные порядки. В императорском указе по этому поводу говорилось: «Открыть в Новороссийске на северо-восточном берегу Черного моря порт для приема приходящих из-за границы судов российских и иностранных». Уже в 1846 году Новороссийск посетило 102 российских и 17 иностранных судов, а через три года объемы торговли через порт превысили объемы некоторых других действующих российских портов.
Настоящий скачок в становлении порта был обусловлен двумя важнейшими, революционными событиями в жизни России конца XIX века. Первое – строительство железной дороги, связавшей в 1888 году Новороссийск с остальной Россией и давшей возможность массово подвозить к порту товары, произведенные развивающимся российским капитализмом.
Обустройство порта в тот период взяло на себя Акционерное общество Владикавказской железной дороги. Им было построено 5 деревянных пристаней, 2 оградительных мола, каменные, деревянные и металлические амбары для хранения экспортного русского хлеба. В 1894 году в порту был сооружен по американскому проекту элеватор емкостью 3 млн пудов зерна, не имевший себе равного не только в России, но и во всей Европе. Порт стал главным по перевалке русского хлеба за границу.
Второе революционное событие, подтолкнувшее развитие порта, связано с разработкой нефтяных месторождений на Кавказе, в районе Грозного. Для перекачки нефти на суда было сооружено несколько чугунных трубопроводов. Востребованность порта придала ему динамичное развитие и вывела в число крупнейших торговых центров на Черном море, а впоследствии и России.
В начале 90-х годов XIX века в порту имелось 33 причала. Торговую деятельность вели более 10 фирм и акционерных обществ. Наиболее крупные из них – «Луи Дрейфус и К°», нефтяное промышленное общество «Русский стандарт», общество «Черноморского цементного производства», «Русское общество пароходства и торговли». К 1900 году общий грузооборот порта составлял более 1 тыс. тонн грузов, из которых экспорт – 854,1 тонны, импорт – 32,3 тонны, каботаж – 300,7 тонны.
Наши дни
Лесной порт
Cудоремонтный завод
Нефтяная инфраструктура
До революции черноморские порты России не имели специализированных лесных баз. В Новороссийском порту проходил экспорт леса в страны Ближнего Востока. В 1929-31 годах был организован участок для экспорта древесины, управление которым перешло к конторе «Экспортлес», прекратившей работу в 1940-41 годах. С 1945 года на её месте начала работать лесоперевалочная база Главснаблеса.
В 1956 году база была реорганизована в Новороссийский лесной порт. Минлеспром выделил 8 млн рублей на его расширение и оборудование. Порт получил дополнительную территорию, что довело его площадь до 48,2 га. В 1961 году выделено ещё 1,176 млн рублей на модернизацию порта. В 1958 году грузооборот составил 415 тыс. м³, а в 1968 году – более 1700 тыс. м³.
В 1968 году была введена сушилка финской фирмы «Валмет». К концу 1970-х годов отгрузка леса превысила 1 млн м³, что принесло 44,43 млн рублей прибыли. В 1980 году территория порта достигла 56,8 гектаров. Порт стал предприятием союзного значения.
В 1992 году порт был акционирован как «Новорослесэкспорт» и приватизирован. В 1999 году начал работать контейнерный терминал. В 2006 году «Новорослесэкспорт» вошёл в группу НМТП.
Крупная судоремонтная база в Новороссийском порту появилась в 1918 году, когда были объединены мастерские, паровозное депо и эллинг. В 1920-х годах база была расширена и переименована в судоремонтные мастерские. В 1930-х годах рабочие занимались ремонтом судов и демонтажом орудийных башен линкора «Свободная Россия». В 1941 году мастерские стали судоремонтным заводом.
С началом войны завод занимался ремонтом военных кораблей и выпуском оборонной продукции. Оборудование частично эвакуировали, а после захвата города рабочие ушли в партизанский отряд или были эвакуированы. Завод был разрушен и восстановлен после освобождения города в 1943 году. К 1948 году завод вышел на полную мощность.
В 1950-х годах началась реконструкция завода, появились новые цеха и участки. В 1965 году появился 27000-тонный плавучий док, а в 1985 году - док грузоподъемностью 60000 тонн, что позволило обслуживать любые суда отечественного флота. После распада СССР завод занялся отгрузкой металлов и стройматериалов. В 2006 году завод вошёл в состав группы НМТП. На 2013 год завод фактически не выполнял свою основную функцию по ремонту судов.
Развитие перевалки нефти в Новороссийском морском порту началось с деятельности братьев Нобель и Ротшильдов. В собственности Нобелей были нефтяные склады, 95-километровый нефтепровод, сливная эстакада для железнодорожных цистерн, насосы и морской причал для обработки судов дедвейтом до 1,5 тысяч тонн. Один из клёпаных резервуаров Нобелей проработал в Новороссийском порту до 1988 года. Принадлежавшая Ротшильдам «Каспийско-Черноморская нефтяная компания» совместно с Royal Dutch Shell учредила компанию Nouvelle Societe du Standard Russe Grozny (в России известную под названиями «Русский стандарт» и «Русский грозненский стандарт»). В 1882 году «Русский стандарт» построил в порту нефтеперерабатывающий завод. а в 1885 году ввёл в эксплуатацию 70-вёрстовый нефтепровод от Ильских промыслов до Новороссийска.«Русский стандарт» разместился на территории к востоку от участка Владикавказской железной дороги и построил 150-метровую пристань для отгрузки нефти и нефтепродуктов.
После национализации нефтяных предприятий в 1918 году экспорт нефти стал важным источником валютных доходов для советского государства. В 1920-е и 1930-е годы экспорт нефти и нефтепродуктов поддерживался на высоком уровне. В годы Второй мировой войны нефтебаза, как и другие предприятия города, была полностью уничтожена, и к идее строительства нефтяного терминала в Новороссийске советская власть вернулась в 1950-х годах.
Шесхарис
Инфраструктура для перевалки зерна
Проектирование перевалочного комплекса в Новороссийске началось в 1960 году, строительство шло под контролем Никиты Хрущёва. На берегу Цемесской бухты был построен резервуарный парк ёмкостью 99 тыс. м³. Строительством руководил Николай Байбаков. Комплекс включал оградительный мол, берегоукрепление и подводный трубопровод.
19 октября 1964 года был загружен первый танкер, отправившийся в Италию. В 1962 году началось строительство резервуарного парка в урочище Грушевая балка, связанного с «Шесхарисом» технологическим тоннелем. Комплекс стал крупнейшим в Европе. В 1966 и 1976 годах введены системы очистки вод, в 1978 году — нефтепровод и глубоководный причал. К 1996 году «Шесхарис» переваливал более 50 млн тонн нефти ежегодно. В 2002—2003 годах ёмкость резервуарного парка доведена до 1,2 млн м³. В 2012 году «Шесхарис» и «Грушевая балка» объединились в «Перевалочный комплекс Шесхарис».
На 2012 год через «Шесхарис» проходило более 30% российского экспорта нефти и нефтепродуктов. Комплекс имеет 3 пирса, 2008 метров причалов и может принимать танкеры дедвейтом до 250 тысяч тонн. Причалы предназначены для разных типов нефти и нефтепродуктов, одновременно принимают 7 танкеров.
Введение железной дороги и Новороссийского морского порта стимулировало развитие сельского хозяйства Кавказа, позволяя экспортировать зерно. Зерно также поступало в Новороссийск с Дона, Поволжья и Ставрополя. Общество Владикавказской железной дороги учредило Новороссийское коммерческое агентство для организации хлебного экспорта, построив более 20 амбаров. Агентство содержало около 1000 рабочих для ручной работы с зерном, что привело к решению построить зерновой элеватор.
Строительство элеватора началось в 1891 году по проекту архитектора Станислава Кербедза и под руководством инженера А. Н. Щенсневича. Элеватор был завершен в 1893 году, вместимостью 47 тысяч тонн зерна. Рядом была построена первая в мире промышленная электростанция трехфазного тока с 4 генераторами по 300 кВт. В 1894 году элеватор был введен в эксплуатацию.
Для подачи зерна в порт построили крытую эстакаду длиной 1137 метров с ленточными транспортёрами. На причалах зерно загружалось в судна, а также были механизированы 14 амбаров-складов. Благодаря электрификации число работников сократилось до 60 человек. Строительство элеватора и электростанции стоило 2 млн 418517 рублей. Элеватор был вторым по ёмкости после элеватора в Чикаго и не имел равных по технической оснащённости. Он работал до 1972 года. В 2017—2018 годах началась его реставрация для размещения выставочных пространств.