Новороссийск - лидирующий город-порт на черноморском побережье!

Новороссийский морской торговый порт (НМТП) сегодня – это главный морской порт Российской Федерации, морские ворота страны, через которые идет основной поток внешнеторговых грузов и осуществляются торговые связи со многими странами мира.

Заложенный 175 лет назад как военная крепость на Черном море генералом Н.Н. Раевским и адмиралом М.П. Лазаревым, Новороссийск уже в первые годы становится крупным центром торговли на Кавказе, а затем и всей России. Испытывая взлеты и падения, порт пережил три эпохи, прежде чем стать стратегическим портом государства и лидером в перевалке грузов. Этому способствовали географическое положение Новороссийска, обеспечивающее самый эффективный маршрут для грузопотоков из Центральной России, Урала и Сибири на мировые рынки, энергия и предприимчивость людей, строивших, восстанавливающих и развивающих порт, и упорный труд работающих в порту многих поколений портовиков.

Начало

Здесь должна быть картинка, но её съели
Капитанский мундир середины 19-ого века
Здесь должна быть картинка, но её съели
Парусно-паровой линейный корабль середины 19-ого века

Идея создания Новороссийска как крепости на Черном море принадлежит генералу Н.Н. Раевскому и адмиралу М.П. Лазареву, определившим глубоководную Цемесскую бухту лучшим местом для будущего порта от Сочи до Анапы. В 1839 году укреплению в устье реки Цемес присвоили имя Новороссийск. Соратник известных русских военачальников контр-адмирал Л.М. Серебряков, став начальником 1-го участка Черноморской береговой линии, взялся за сооружение порта. Первый причал строили на клетях из бревен. К этому причалу швартовались и торговые, и военные суда.

30 июня 1845 года власти города официально открыли Новороссийский торговый порт и установили там таможенные порядки. В императорском указе по этому поводу говорилось: «Открыть в Новороссийске на северо-восточном берегу Черного моря порт для приема приходящих из-за границы судов российских и иностранных». Уже в 1846 году Новороссийск посетило 102 российских и 17 иностранных судов, а через три года объемы торговли через порт превысили объемы некоторых других действующих российских портов.

Настоящий скачок в становлении порта был обусловлен двумя важнейшими, революционными событиями в жизни России конца XIX века. Первое – строительство железной дороги, связавшей в 1888 году Новороссийск с остальной Россией и давшей возможность массово подвозить к порту товары, произведенные развивающимся российским капитализмом.

Обустройство порта в тот период взяло на себя Акционерное общество Владикавказской железной дороги. Им было построено 5 деревянных пристаней, 2 оградительных мола, каменные, деревянные и металлические амбары для хранения экспортного русского хлеба. В 1894 году в порту был сооружен по американскому проекту элеватор емкостью 3 млн пудов зерна, не имевший себе равного не только в России, но и во всей Европе. Порт стал главным по перевалке русского хлеба за границу.

Второе революционное событие, подтолкнувшее развитие порта, связано с разработкой нефтяных месторождений на Кавказе, в районе Грозного. Для перекачки нефти на суда было сооружено несколько чугунных трубопроводов. Востребованность порта придала ему динамичное развитие и вывела в число крупнейших торговых центров на Черном море, а впоследствии и России.

В начале 90-х годов XIX века в порту имелось 33 причала. Торговую деятельность вели более 10 фирм и акционерных обществ. Наиболее крупные из них – «Луи Дрейфус и К°», нефтяное промышленное общество «Русский стандарт», общество «Черноморского цементного производства», «Русское общество пароходства и торговли». К 1900 году общий грузооборот порта составлял более 1 тыс. тонн грузов, из которых экспорт – 854,1 тонны, импорт – 32,3 тонны, каботаж – 300,7 тонны.

Здесь должна быть картинка, но её съели
Современный капитанский мундир
Здесь должна быть картинка, но её съели
Современный контейнеровоз

Наши дни

Лесной порт

Cудоремонтный завод

Нефтяная инфраструктура

До революции черноморские порты России не имели специализированных лесных баз. В Новороссийском порту проходил экспорт леса в страны Ближнего Востока. В 1929-31 годах был организован участок для экспорта древесины, управление которым перешло к конторе «Экспортлес», прекратившей работу в 1940-41 годах. С 1945 года на её месте начала работать лесоперевалочная база Главснаблеса.

В 1956 году база была реорганизована в Новороссийский лесной порт. Минлеспром выделил 8 млн рублей на его расширение и оборудование. Порт получил дополнительную территорию, что довело его площадь до 48,2 га. В 1961 году выделено ещё 1,176 млн рублей на модернизацию порта. В 1958 году грузооборот составил 415 тыс. м³, а в 1968 году – более 1700 тыс. м³.

В 1968 году была введена сушилка финской фирмы «Валмет». К концу 1970-х годов отгрузка леса превысила 1 млн м³, что принесло 44,43 млн рублей прибыли. В 1980 году территория порта достигла 56,8 гектаров. Порт стал предприятием союзного значения.

В 1992 году порт был акционирован как «Новорослесэкспорт» и приватизирован. В 1999 году начал работать контейнерный терминал. В 2006 году «Новорослесэкспорт» вошёл в группу НМТП.

Здесь должна быть картинка, но её съели

Крупная судоремонтная база в Новороссийском порту появилась в 1918 году, когда были объединены мастерские, паровозное депо и эллинг. В 1920-х годах база была расширена и переименована в судоремонтные мастерские. В 1930-х годах рабочие занимались ремонтом судов и демонтажом орудийных башен линкора «Свободная Россия». В 1941 году мастерские стали судоремонтным заводом.

С началом войны завод занимался ремонтом военных кораблей и выпуском оборонной продукции. Оборудование частично эвакуировали, а после захвата города рабочие ушли в партизанский отряд или были эвакуированы. Завод был разрушен и восстановлен после освобождения города в 1943 году. К 1948 году завод вышел на полную мощность.

В 1950-х годах началась реконструкция завода, появились новые цеха и участки. В 1965 году появился 27000-тонный плавучий док, а в 1985 году - док грузоподъемностью 60000 тонн, что позволило обслуживать любые суда отечественного флота. После распада СССР завод занялся отгрузкой металлов и стройматериалов. В 2006 году завод вошёл в состав группы НМТП. На 2013 год завод фактически не выполнял свою основную функцию по ремонту судов.

Здесь должна быть картинка, но её съели

Развитие перевалки нефти в Новороссийском морском порту началось с деятельности братьев Нобель и Ротшильдов. В собственности Нобелей были нефтяные склады, 95-километровый нефтепровод, сливная эстакада для железнодорожных цистерн, насосы и морской причал для обработки судов дедвейтом до 1,5 тысяч тонн. Один из клёпаных резервуаров Нобелей проработал в Новороссийском порту до 1988 года. Принадлежавшая Ротшильдам «Каспийско-Черноморская нефтяная компания» совместно с Royal Dutch Shell учредила компанию Nouvelle Societe du Standard Russe Grozny (в России известную под названиями «Русский стандарт» и «Русский грозненский стандарт»). В 1882 году «Русский стандарт» построил в порту нефтеперерабатывающий завод. а в 1885 году ввёл в эксплуатацию 70-вёрстовый нефтепровод от Ильских промыслов до Новороссийска.«Русский стандарт» разместился на территории к востоку от участка Владикавказской железной дороги и построил 150-метровую пристань для отгрузки нефти и нефтепродуктов.

После национализации нефтяных предприятий в 1918 году экспорт нефти стал важным источником валютных доходов для советского государства. В 1920-е и 1930-е годы экспорт нефти и нефтепродуктов поддерживался на высоком уровне. В годы Второй мировой войны нефтебаза, как и другие предприятия города, была полностью уничтожена, и к идее строительства нефтяного терминала в Новороссийске советская власть вернулась в 1950-х годах.

Здесь должна быть картинка, но её съели

Шесхарис

Инфраструктура для перевалки зерна

Проектирование перевалочного комплекса в Новороссийске началось в 1960 году, строительство шло под контролем Никиты Хрущёва. На берегу Цемесской бухты был построен резервуарный парк ёмкостью 99 тыс. м³. Строительством руководил Николай Байбаков. Комплекс включал оградительный мол, берегоукрепление и подводный трубопровод.

19 октября 1964 года был загружен первый танкер, отправившийся в Италию. В 1962 году началось строительство резервуарного парка в урочище Грушевая балка, связанного с «Шесхарисом» технологическим тоннелем. Комплекс стал крупнейшим в Европе. В 1966 и 1976 годах введены системы очистки вод, в 1978 году — нефтепровод и глубоководный причал. К 1996 году «Шесхарис» переваливал более 50 млн тонн нефти ежегодно. В 2002—2003 годах ёмкость резервуарного парка доведена до 1,2 млн м³. В 2012 году «Шесхарис» и «Грушевая балка» объединились в «Перевалочный комплекс Шесхарис».

На 2012 год через «Шесхарис» проходило более 30% российского экспорта нефти и нефтепродуктов. Комплекс имеет 3 пирса, 2008 метров причалов и может принимать танкеры дедвейтом до 250 тысяч тонн. Причалы предназначены для разных типов нефти и нефтепродуктов, одновременно принимают 7 танкеров.

Здесь должна быть картинка, но её съели

Введение железной дороги и Новороссийского морского порта стимулировало развитие сельского хозяйства Кавказа, позволяя экспортировать зерно. Зерно также поступало в Новороссийск с Дона, Поволжья и Ставрополя. Общество Владикавказской железной дороги учредило Новороссийское коммерческое агентство для организации хлебного экспорта, построив более 20 амбаров. Агентство содержало около 1000 рабочих для ручной работы с зерном, что привело к решению построить зерновой элеватор.

Строительство элеватора началось в 1891 году по проекту архитектора Станислава Кербедза и под руководством инженера А. Н. Щенсневича. Элеватор был завершен в 1893 году, вместимостью 47 тысяч тонн зерна. Рядом была построена первая в мире промышленная электростанция трехфазного тока с 4 генераторами по 300 кВт. В 1894 году элеватор был введен в эксплуатацию.

Для подачи зерна в порт построили крытую эстакаду длиной 1137 метров с ленточными транспортёрами. На причалах зерно загружалось в судна, а также были механизированы 14 амбаров-складов. Благодаря электрификации число работников сократилось до 60 человек. Строительство элеватора и электростанции стоило 2 млн 418517 рублей. Элеватор был вторым по ёмкости после элеватора в Чикаго и не имел равных по технической оснащённости. Он работал до 1972 года. В 2017—2018 годах началась его реставрация для размещения выставочных пространств.

Здесь должна быть картинка, но её съели